Педагогическая деятельность Павла Андреевича

Не менее яркой и показательной является педагогическая деятельность Павла Андреевича. Его лекции по почвоведе­нию, которые он читал в Петербургском университете (1982— 1893) и в Лесном институте (1980—1993), отличались целеустремленностью и ясностью. Это нашло свое отражение и в оставленном им курсе лекций по почвоведению, который, по мнению В.Р. Вильямса, «представляет классический обра­зец изложения прикладной естественно-научной дисцип­лины».

«Почвоведение» П.А. Костычева от начала до конца про­никнуто идеей неразрывной связи между растениями и поч­вой. «Говоря о почве, мы всегда имеем в виду растения, кото­рые на ней произрастают или для возделывания которых она предназначается. Изучение свойств почв по их отношению к жизни растений составляет предмет почвоведения». Как по своей основной идее, так и по приводимым в развитие этой идеи экспериментальным данным, иллюстрирующим взаимо­зависимость почв и растений, «Почвоведение» и в настоящее время не утратило своего значения.

Организация учебного процесса у П.А. Костычева была образцовой. Наряду с чтением лекций он открывал широкий доступ студентам в свою лабораторию для участия в экспе­риментальных исследованиях по почвоведению. Желающих было много. Лаборатория П. А. Костычева всегда была пере­полнена студентами. «Строгий профессор, не гнавшийся за популярностью, он был, однако, горячо любим молодежью, потому что всегда входил в ее интересы, был крайне отзыв­чив к научным стремлениям учащихся и мастерски руководил первыми их попытками к научному исследованию и первыми шагами на поприще практической деятельности».

С начала восьмидесятых годов П.А. Костычев читал курс «Сельское хозяйство» на Высших женских курсах. Ежегодно он выступал в Сельскохозяйственном музее по вопросам луго­водства; состоял членом Вольного экономического общества, Общества естествоиспытателей, Русского географического об­щества, членом Союза деятелей по техническому образо­ванию, а также членом Русского физико-химического общества, принимал участие в работе Общества рыбоводства.

С 1980 г., в течение двух лет, П. А. Костычев исполнял обязанности секретаря Совета Лесного института. В январе 1985 г. он был назначен членом Ученого комитета Мини­стерства государственных имуществ. С февраля 1988 г. П.А. исполнял обязанности агронома при департаменте уделов. В октябре 1992 г. по назначению министра народного просве­щения он принимал участие в работе особого отделения уче­ного комитета Министерства народного просвещения по тех­ническому и профессиональному образованию. В апреле 1993 г. П.А. был назначен на должность инспектора сельского хо­зяйства и в этом же году оставил службу в Лесном институте. В апреле 1994 г. П.А. Костычев был назначен директором департамента земледелия.

Выполняя обязанности инспектора Министерства земле­делия, а затем директора департамента земледелия, П.А. Ко­стычев приложил немало усилий для развития сельско­хозяйственного образования в России. Он проектировал орга­низацию широкой сети сельскохозяйственных курсов для учителей, зимних школ и публичных чтений для крестьян и военнослужащих. Он настаивал на расширении сети земле­дельческих школ и улучшении положения существующих. П.А. Костычеву мы обязаны созданием первых казенных опыт­ных станций в России (Шатиловской, Вятской, Херсонской, Краснокутскон, Энгельгардтовской, Безенчукской, Запольской, Валуйской, Сиворипкой).